Наш город Железнодорожный Опубликовано 12 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2012 Предлагаем вашему вниманию статью из блога известного молодого политика А.Чадаева. Она написана про Химки, но касается проблем всех подмосковных городов без исключения, в том числе Железнодорожного. Был сегодня в осиротевшей лаборатории Глазычева в МАРХИ. Собственно, повод был довольно неприятный — что бы такого сделать, чтобы ее не выселили из того закутка, который она занимает. Поговорили там с коллегами покойного ВЛ про разное, в том числе — довольно подробно — про будущее Подмосковья. То, что на химкинских выборах темой №1 стал транспорт, это, конечно, предсказуемо и понятно. Однако ведь транспортные проблемы — это, мягко говоря, лишь вершина айсберга. Более того: сводить все к ним было бы ошибкой. Город, в котором живет 300 тысяч человек, никак не может рассматриваться в качестве бесплатного приложения к транспортным магистралям. «Вопрос же не в том, как построить еще сколько-то там дорог и развязок» — говорит мне специалист. «А в том, как сделать максимально быстрым и комфортным перемещение людей по их ежедневным маршрутам». Надо сказать, «наследство» для будущих руководителей там аховое. Впрочем, как и в большинстве московских городов-спутников — везде одно и то же. Глупая жадность, годами правившая бал, заменившая и стратегию, и тактику градоправительства, привела к откровенной геттоизации этого некогда вполне пригодного для жизни места. Самое большое зло — это частокол многоэтажек «жилья эконом-класса», натыканных в любом мало-мальски пригодном для застройки месте. Люди купили дешевое жилье, не понимая в полной мере, что по сути они покупают «спальное место». Дворы, забитые автомобилями; дефицит детских садов, очереди в поликлиниках, шум, загазованность, дорогая и проблемная «коммуналка». В некотором роде эталон «того, как нельзя». Кстати, к Чириковой и ее активности специалисты-градопланировщики относятся вполне благодушно и с пониманием. Да, говорят они, в «конструктивной части» все, что она предлагает, наивно и некомпетентно, но слушать-то надо не это. Столь модная у москвичей лебедевская позиция «это не лес, а мусоросвалка» не «схватывает» ситуацию. Дело ж по существу не в пресловутом «лесе» с тамошними зайчиками, белочками и жуками-короедами. А в том, что живущей в Химках семье попросту некуда пойти погулять с детьми на выходных. Да и в будни пробираться вечерами от остановки маршрутки среди стоящих чуть не друг на друге авто до подъезда — тот еще квест. Вообще, глазычевский подход — не пытаться искать у «гражданских активистов» готовых решений; их кличи нужны вообще не для этого — а для того, чтобы можно было точнее нащупать нерв проблемы. Опустив для краткости диагностическую часть (саму по себе интересную, но уже многое сказано и без того), перейду сразу к разделу «предложения». 1). Беда всех городов ближнего Подмосковья — дворы с узкими проездами, превратившиеся целиком в одну большую стихийную парковку, где островками виднеются остатки детских площадок, мусоросвалки и чахлый газон. Наиболее разумное, что можно было бы сделать — это «гонконгский» вариант с созданием на уровне первых двух этажей домов единых закрытых пространств, где первый «технический» этаж целиком отдается под автопарковку, а выше — пешеходная зона с растительностью, досуговой зоной и магазинами шаговой доступности. В нашем климате это еще и ценная возможность передвигаться по полуотапливаемому и защищенному от снега, дождя и ветра пространству в масштабах целых кварталов. Разумеется, одного технического этажа не хватит — понадобятся и многоэтажные паркинги в количестве. 2). Ленинградку в ее нынешнем виде и в самом деле лучше тупиковать — или, во всяком случае, жестко разносить транзитный и местный потоки. Идеальный вариант — если она станет чем-то вроде внутренней центральной улицы города (плюс «шопинговый» трафик к торговым центрам), а транзитный трафик уйдет в обход. 3). Необходимо переломить тенденцию к превращению Химок в «спальный город», большинство трудоспособного населения которого работает в Москве. Причем нужно создавать не просто «рабочие места», а такие, которые могли бы быть заняты местными жителями, причем выбравших эти места взамен аналогичных московских предложений. Это уже вопрос инвестполитики, причем с опорой не столько на экономические показатели, сколько на объективную карту имеющихся трудовых ресурсов. Проще говоря, адресно перетаскивать в город именно такие предприятия, которые возможно максимально укомплектовать местными кадрами, и как-то дополнительно стимулировать привлечение на работу именно местных жителей. Более сложный вариант — компенсировать размен жилья, предоставляя предприятиям возможность выкупать для своих сотрудников жилье непосредственно в городе у местных с тем расчетом, чтобы они могли купить аналогичное в Москве или где-то еще. 4). Ввести полный мораторий на любое дальнейшее жилищное строительство в городе на длительный — минимум 10-15 лет — период. Возможно, понадобятся и более радикальные и непопулярные решения, вплоть до сноса и расселения части уже построенных домов. Но это надо смотреть каждый конкретный случай. 5). Основной приоритет в строительстве, кроме транспортного — социальные, потребительские и досуговые объекты. Поликлиники, детские сады, школы, магазины (и не мегамоллы, а «капиллярная» сеть снабжения товарами повседневного спроса), рестораны, кафе, кинотеатры, парки, пешеходные зоны, спортивные объекты и площадки. Наиболее перспективные в этом отношении как раз шопинг и развлечения. Общий принцип — максимум «городской» жизнедеятельности внутри самого города, так, чтобы минимизировать ежедневную необходимость выезжать в Москву для большинства жителей. Все, ради чего среднестатистический сегодняшний житель обычно едет в Москву, должно быть максимально приближено к дверям его подъезда. 6). Гидрогеология района Химок, к сожалению, практически исключает возможность продления туда метро — можно сколько угодно это обещать, но при нынешнем уровне развития технологий дальше обещаний ничего не получится. Нужно продумывать варианты скоростного наземного или даже надземного масс-транзита до Речного и/или Планерной. Кроме того, есть проблема транспортной связности внутри самого города — добраться из одного конца Химок в другой в некоторые часы даже труднее, чем из конца в конец Москвы. 7). Магистрали, среди прочего — основной фактор неблагоприятной жизненной среды. Отсюда, во многом, и реакция на любые новые дорожно-строительные проекты — из жизненного опыта. Шум, загазованность, вибрация. Целая большая работа — изолировать их, насколько возможно, от районов жилой застройки. Железную дорогу в городской черте (как это делается во многих европейских городах) правильнее всего было бы вообще закрыть тоннелем, углубив, насколько позволит та самая гидрогеология, в землю. Вдоль автотрасс — не только Ленинградки и новой М-11, но и крупных локальных артерий — необходима хорошая шумоизоляция; в какой-то части следовало бы «затоннелить» и их. Все вышесказанное имеет важную уязвимость. Единственный понятный долгосрочный эффект всех тех огромных вложений, которые потребуются для реализации подобной программы — рост капитализации тамошнего жилья, и то в перспективе 10-15 лет. Русский бизнес подобными горизонтами мыслить не привык. Наш стройкомплекс — это «склепал, продал, свалил», а дальше пусть живут себе как хотят. Ни управленческой культуры, ни коммерческих стратегий, ориентированных на такую работу вдолгую, в стране попросту нет. Возможно, их еще только предстоит создавать. Но альтернатива «инерционного сценария» — это постепенное превращение Химок в трущобы, где в дешевом (и постоянно падающем в цене) жилом фонде будут обитать в основном те, кому сильно не повезло в жизни. Проще говоря, «русский Гарлем». Сказанное обращено ко всем кандидатам — провластным, оппозиционным, любым. Как выражается в таких случаях кандидат в мэры Химок Б.Х.Обама, «It’s not about our parties. It’s about our people». Ссылка на оригинал статьи: http://www.chadayev.ru/blog/2012/09/11/laboratornaya/ Давайте обсуждать! Эта запись импортирована автоматически. Читать дальше на сайте nash-zheldor.org Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.