Перейти к публикации
SET

Объединение Москвы и области

Рекомендованные сообщения

Тут нашел очень интересную статью про это дело.

Лужков всеми силами пытается объединить два региона.

Когда Москва сольется с областью?

"Между нами и нашим будущим встает эта стена. Значит, она должна быть разрушена". Мэр Москвы Юрий Лужков - "Известиям" о возможных последствиях слияния субъектов Российской Федерации.

Юрий Лужков, мэр Москвы 18.04.2008

Во времена СССР имела хождение шутка о том, что на родине победившего социализма существует лишь два приема реформирования всего. Это укрупнение и разукрупнение. В различное время эти приемы применялись по отношению к колхозам, научным институтам, министерствам, ведомствам и прочим учреждениям. О степени эффективности таких мер теперь спорят историки. При том что общий результат хорошо известен.

Сегодня вопрос укрупнения вновь на повестке дня. Вслед за созданием госкорпораций предметом самого серьезного обсуждения стал вопрос изменения существующего административно-территориального деления страны, создания на основе существующих субъектов федерации суперсубъектов. Обкатка идеи была произведена на Камчатке и в Красноярском крае. Результаты были признаны удовлетворительными.

Сторонники идеи регионального укрупнения полагают, что нынешняя модель территориального административно-хозяйственного управления не соответствует сложившейся политической системе. С одной стороны - вертикаль власти. С другой - пестрое экономическое разнообразие регионов-доноров и дотационных субъектов. Очевидное препятствие для столь необходимого стремительного социально-экономического прорыва.

Скептики опасаются размножения региональных бюрократов, не уверены, что территориальные гиганты смогут эффективно управляться.

Однако процесс, похоже, запущен. "Известия" внимательно следят за его ходом. О возможных последствиях реформы мы подробно писали в последних номерах газеты. А сегодня даем слово одному из ее активных сторонников - мэру Москвы Юрию Лужкову.

Москва на кромке будущего

Система управления должна не тормозить, а обеспечивать социально-экономическое развитие

Юрий Лужков, мэр Москвы

Представьте себе, что вместо МКАД вокруг Москвы выросла стена. Высокая, серая, глухая стена... Представили? Становится неуютно. Вызывает недоумение, кто и зачем вдруг возвел это сооружение. И тут зажмурились, тряхнули головой, открыли глаза - наваждение исчезло. Стены нет, вдали голубое небо и подмосковный лес. Гуляет весенний ветерок. Вроде отлегло...

Однако дело в том, что стена эта есть. Если смотреть с точки зрения административной, управленческой, с точки зрения развития экономики и роста качества жизни, эта бетонная глыбина стоит вокруг Москвы. Мешает и столице, и развитию всей страны. Мы просто представили ее буквально, как говорится, в бетоне - не более того. А так все каждый день бьются об нее головой и постоянно чувствуют ее в повседневной жизни. Когда стоят в пробках, причем уже не только на дорогах, но и в метро. Когда семья растет, и приходит время думать о квартире побольше, но цены на жилье, мягко говоря, кусаются. Когда беспокоятся о здоровье, об экологии жизни в большом городе, о качестве воздуха и воды.

Каждый раз, когда мы думаем о том, как будем жить завтра, между нами и нашим будущим встает эта стена. Значит, она должна быть разрушена. Иначе невозможно не только решать, но и всерьез говорить о долгосрочных планах развития столицы, всего Центра России. Экономическая модернизация и принципиальное повышение качества жизни людей останутся лишь в нашем воображении. Вместе со стеной-наваждением.

Объединить нельзя оставить

Как часто бывает во многих сложных вопросах, тема единой и согласованной стратегии развития Москвы и Московской области обсуждается в логике перетягивания каната. Классическая дилемма о том, что делать категорически нельзя, а что - жизненно необходимо, превращается в сизифов труд перетаскивания запятой туда и обратно.

В итоге сказано много слов, но сама проблема с мертвой точки особо не сдвигается. Безрезультатная вялотекущая дискуссия, перемывание аргументов и обсасывание взаимных подозрений при отсутствии конструктивной политической воли могли бы, наверное, длиться еще долго, если бы не цена вопроса: риск ухудшения жизни людей, невозможность реализации долгосрочной стратегии развития всего Московского региона, инфраструктурный коллапс из-за многочисленных барьеров, шлагбаумов, искусственных границ и "блокпостов" между городом и областью.

И главная причина, как обычно, не в каких-то других местах, а в головах. У нас - в том числе и в системе управления - слишком тяжело приживается мысль, что существуют игры не только с нулевой суммой. Что если один выиграл, то это не значит, что другой обязательно проиграл. Что если соседу хорошо, то это не значит, что твоя жизнь не удалась.

Напротив, играя в одной команде и объединяя усилия, можно добиться куда большего. Призыв "Вместе - победим" - это не просто предвыборный лозунг, но и принцип успешного развития страны на десятилетия вперед. Общие интересы, интересы страны и миллионов людей в любом случае важнее внутренних терзаний, фобий и неудобств той или иной когорты чиновников, пусть даже во главе с самым распрекрасным губернатором.

Так что нужно, просто необходимо интегрироваться и стратегически ни в коем случае нельзя сохранять межеумочность положения, которое есть сегодня. Место запятой в дилемме давно известно и очевидно. А в самом споре о нужности или ненужности интеграции следует поставить точку.

Страшилки московской губернии

Какую именно стратегию интеграции нам следует избрать? Этот вопрос - уже вполне конструктивный и заслуживающий подробного обсуждения.

Давайте сразу оставим в стороне сценарий укрупнения региона, полноценного административного объединения Москвы и области в единый субъект федерации. Хотя в общем-то ничего такого уж страшного в этой логике интеграции нет. Скорее всего, ее поддержало бы и большинство населения столицы и области.

Иногда говорят - это будет неуправляемый монстр. Но если город с 12-миллионным населением управляем, то почему вдруг станет неуправляемым регион с 18 миллионами жителей? И почему тогда до сих пор управляемы Токио, Нью-Йорк, Лондон?

Гипотетическое супервлияние главы такого укрупненного региона зависит от общей ситуации в стране. При дееспособной и эффективной государственной власти, при наличии единой системы и вертикали исполнительной власти в стране и отлаженной федеративной системе опасения на сей счет выглядят неубедительно и отдают затаенными амбициями авторов самих страшилок.

Определенный резон есть в словах тех, кто говорит о том, что объединенный субъект федерации Москвы и области станет сверхмощной экономической единицей. Действительно, на столичный регион пришлось бы в этом случае порядка 13-14% населения России, треть экономического потенциала страны и не менее 40% инвестиций. Годовой бюджет региона составит около 1,4 триллиона рублей.

Но проблема здесь не в экономической состоятельности Московского региона как таковой, а в диспропорциях и неравномерности социально-экономического развития по сравнению с другими регионами. Асимметричность и концентрация экономического потенциала в считанных регионах России действительно является довольно серьезным вопросом для страны. И скорее всего на нынешнем этапе создание Москвой и Московской областью единого субъекта федерации может быть как минимум преждевременным.

Однако сама задача выравнивания потенциалов и уровня развития территорий является сверхактуальной. И здесь порой полезны и укрупнение субъектов РФ, и различные формы глубокой межрегиональной экономической интеграции. В этом смысле развитие единого Московского экономического макрорегиона, простраивание единой логики развития всего Центрального экономического района страны, ядром и локомотивом которого являются Москва и область, - это в любом случае важнейшая работа на сегодня, независимо от того, ставится ли при этом цель административного укрупнения.

Агломерация без больших скачков

Можно было бы также понять сомнения и страхи по поводу интеграции, если бы речь шла о расширении границ Москвы, мгновенном "большом скачке" по всем направлениям на десятки километров вширь. То есть о воспроизводстве той логики развития столицы, которая уже имела место в прошлом, например, в 60-е годы прошлого века, когда город дошел до нынешней МКАД.

Но ведь никто ни о чем подобном и не говорит. Более того, продолжение подобной гиперурбанистической "зачистки" всего пространства вокруг Москвы имело бы печальные последствия. Многие нынешние проблемы развития Москвы - от тяжелой транспортной недостаточности и несбалансированности жилищного и инфраструктурного строительства до системы спальных районов и неадекватной внутригородской ежедневной трудовой миграции - так или иначе коренятся в прошлом, в этой самой логике волюнтаристского марш-броска к МКАД.

Полвека назад был упущен шанс направить развитие Москвы и области по несколько иному пути - взаимосвязанного и сбалансированного роста единой агломерации. С опережающим развитием транспортной инфраструктуры, сохранением природной среды, устойчивым защитным лесопарковым поясом и формированием полноценной системы пригородов столицы. Причем такой системы, которая включала бы и сельскую местность с современной жилищной и социальной инфраструктурой, и сеть малых городов-спутников со своей экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда, выполняющими функции социально-экономической децентрализации.

Но тем не менее существующие примеры - те же Зеленоград, Троицк, Пущино и Дубна - убедительно доказывают справедливость такого подхода. По схожему пути шли и другие мировые столицы. Комплексные программы градостроительного, инфраструктурного и социально-экономического развития, которые были реализованы в 70-80-е годы в рамках проектов "большой Париж" или "большой Лондон", демонстрируют свою эффективность.

Да, там есть свои проблемы, и проблемы серьезные, но в значительной части - будь то социальные диспропорции или межрелигиозная и межнациональная напряженность - они имеют отношение уже к более общим аспектам миграционной, социально-экономической политики, общей ситуации в экономике и на рынке труда той же Франции или Великобритании. Сама же логика градостроительного и инфраструктурного развития агломераций от этого не страдает и не ставится под сомнение.

Сегодня нам нужно, наконец, начать руководствоваться именно этой логикой единой стратегии развития Москвы и области, объединив управленческие усилия, инвестиционные возможности и генеральные планы территориального развития. И заниматься именно этим, а не начинать обсуждение с вопросов административно-территориального деления. Хотя в перспективе логика роста московской агломерации может привести к необходимости уточнения административной подчиненности тех или иных отдельных районов и локальных территорий. Но когда это произойдет, то здесь уже будет лежать объективное и устойчивое основание экономической целесообразности и инфраструктурной оснащенности.

Черепаха в башне

К сожалению, нам не только не удается добиться понимания такого современного подхода к развитию региона. Напротив, происходит ухудшение ситуации. Дурно понятая идея самоутверждения и постоянное накручивание самих себя толкает людей на то, чтобы из-за личных политических комплексов отказаться от диалога, замкнуться в башне из слоновой кости и действовать по принципу "назло маме отморожу уши".

Например. Москва уже в этом году завершает расшивку целого ряда магистралей, приступила к строительству участков Четвертого транспортного кольца. Мы выводим из столицы новые магистрали, расширяем Ленинградку, Дмитровку, Волгоградский проспект. Сквозь Москву прорублен Звенигородский проспект и готовы проекты уже новых дублеров. Но подхвата наших усилий не происходит. Та же Большая Ленинградка, которая скоро заработает как самая современная и мощная вылетная магистраль Москвы, ориентированная в том числе и на аэропорт "Шереметьево", свистит тормозами и встает как вкопанная перед бутылочным горлышком областной узкоколейки. А ведь все наши действия принесут ожидаемый эффект, лишь если в Московской области будет готова дорожная сеть для транзитных перевозок (ЦКАД) и расширится система радиальных магистралей. И происходить это будет в интегрированной логике с транспортным развитием Москвы, совместными усилиями, а не черепашьими темпами и в духе черепашьей же самостийности - чуть что: мы тут в панцирь спрятались и до нас не достучишься.

Административные барьеры мешают модернизировать и ту же МКАД. Здесь нужны новые и расширенные существующие развязки, по меньшей мере десяток новых въездов-выездов. Или мы это сделаем вместе и снимем остроту многих проблем, или столице придется опять придумывать изощренные, но не самые оптимальные по эффективности решения - как, например, запихнуть развязку, чтобы не залезть на территорию области. Но давайте честно ответим себе на вопрос: нам нужно, чтобы транспорт ехал и не было пробок, или нам нужен тут диспут о "местечковой геополитике" и пограничные столбы между соседями?

Не менее важным становится снятие ограничений для развития энергетической и коммунальной инфраструктуры. Глупо и неэффективно заниматься удвоением ВВП, решая все эти инфраструктурные вопросы отдельно для города - и отдельно для области. Глупо и неэффективно быть посмешищем и пытаться опять доказать всему миру, что якобы ходить надо на руках, а не на ногах. Мы же именно это и пытаемся делать.

Никто и нигде уже не строит электростанции в городах или около них. Есть технологии переброски энергии, и нужна единая система и план работы по этому направлению. Никто и нигде не пытается разделить канализацию, и уж тем более не бывает так, чтобы все это, извините за выражение, "пахучее счастье" со всей округи нужно было закачать в столицу. Вместо этого нам нужно выработать единую и долгосрочную программу развития системы утилизации промышленных и коммунальных отходов, при которой были бы минимизированы экологические, экономические и пространственные (неэффективное использование дорогостоящих земельных ресурсов) издержки сегодняшних способов утилизации отходов.

В области как грибы после дождя растут проекты мини-городов, не обеспеченных собственной инфраструктурой труда и грозящих новыми объемами ежедневной трудовой миграции из области в Москву по всем тем же узким дорогам. Причем нагрузка подмосковного ежедневного трафика на транспортную инфраструктуру Москвы такова, что пороговое и предкритическое значение автомобилизации населения - 500 автомашин на тысячу человек - может быть достигнуто в Москве уже очень скоро.

Если брать в расчет только автомобили москвичей, у нас еще есть, пусть и крайне жесткий и маленький запас времени, чтобы избежать транспортного инфаркта, начав раскручивать Четвертое кольцо, проекты хордовых трасс и модернизации вылетных магистралей. Но если считать вместе с ежедневным входящим потоком автомобилистов, едущих работать в Москву, то ситуация становится запредельно критической и счет до "одной большой пробки всегда и везде" пошел на три-четыре года.

Но здесь уже история не только о транспортных проблемах. Тут дело серьезнее. Системной причиной является разный уровень социальной политики, политики управления рынком труда в Москве и области. Эта разница потенциалов и создает избыточное давление на Москву. Традиционные стенания области по поводу того, что, мол, регион лишается источников доходов из-за того, что налог на доходы физлиц платится по месту работы, не вызывают сочувствия.

Потому что первопричина-то в том, что люди едут в Москву работать именно из-за того, что мы создаем рабочие места и обеспечиваем социальные стандарты. Давайте вместе делать это и в соседних регионах, тогда мы получим намного более сбалансированный рынок труда всей московской агломерации и Центрального округа в целом. Времени, чтобы пяток лет "погодить" и еще столько же чесать в затылке, у нас нет.

Впервые за многие годы мы сегодня подошли к задаче планирования развития страны и реализации стратегии развития России на десятилетия вперед. Подошли к этой теме как к реальной государственной и управленческой задаче, которую нужно не только обсуждать, но и начинать практически решать.

Россия и - неотделимо от страны - Москва сегодня находятся на кромке принципиально нового этапа в своем развитии. Жесткость административных границ регионов будет стремительно стираться последовательной реализацией государственной инновационной промышленной политики, активной инвестиционной политики, программ развития инфраструктуры. Управленческие институты должны не тормозить социально-экономическое развитие, а обеспечивать его высокий темп, эффективность и качество. Нельзя забывать и о том, что в современном мире и в глобальной конкуренции нужно быть большими, сильными и едиными.

Сегодня просто необходимо включить в дело не используемый еще потенциал межрегиональной интеграции. Поставить, в частности, проблемы именно экономики и качества жизни людей в центр существования и функционирования федеральных округов. Перейти к единой логике развития экономических макрорегионов страны. Потому что взаимосвязь и взаимопонимание регионов могут давать и дадут мощнейший эффект и огромный выигрыш в качестве социально-экономического развития.

В отношении Москвы и области задача интеграционного развития сегодня должна уже не только дискутироваться, но и практически решаться в самой ближайшей перспективе. Мы не можем и не имеем права терять время. В ключевых вопросах развития - в том, что касается транспортной, инженерной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, стратегии формирования новых городов-спутников - необходимо сформировать трехсторонние управленческие структуры с участием представителей Москвы, области и федеральной власти. Решения такого "треугольника" должны носить реально управленческий и окончательный характер действий, не ограничиваясь только обсуждением и взаимной координацией.

Интересы дела и работа по повышению качества жизни москвичей, всех жителей московской агломерации должны быть выше любых амбиций. Мы к такой работе готовы.

"Круглый стол": Стратегическое развитие единого Московского региона: проблемы и перспективы агломерации

24 апреля 2008 года Москомархитектура, газета «Московская перспектива», информационный портал «Dailystroy» при поддержке общественной организации «Опора России» проводят "круглый стол" на тему «Стратегическое развитие единого Московского региона: проблемы и перспективы агломерации».

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Стратегическое развитие единого Московского региона: проблемы и перспективы агломерации»

Москва, 24 апреля 2008 года, в 12 часов

Московский комитет по архитектуре и градостроительству, газета «Московская перспектива», информационный портал «Dailystroy» проводят круглый стол на тему: «Стратегическое развитие единого Московского региона: проблемы и перспективы агломерации».

Место проведения: деловой центр «Александр-хаус», ул. Б. Якиманка, д.1 (ст. м. "Полянка; "Октябрьская" или "Боровицкая" - далее двигаться к кинотеатру "Ударник")

На круглом столе будут рассмотрены следующие вопросы:

- международный опыт развития крупнейших мегаполисов мира (Токио, Нью-Йорк, Лондон), а также общие проблемы развития российских городов-миллионников;

- наиболее острые взаимосвязанные проблемы Москвы и области (транспорт, жилье, экология, инфраструктура, трудовая миграция и др.), которые требуют безотлагательных СОВМЕСТНЫХ решений;

- стратегические направления развития Московского региона на период до 2025 года

Участники мероприятия:

- представители Минэкономразвития РФ;

- представители НИиПИ Генплана Москвы (Олег Баевский, Михаил Крестмейн, Ксения Ненарокова);

- ученые и специалисты по проблемам урбанизации (член Общественной Палаты при Президенте РФ Дмитрий Бадовский, заведующий лабораторией градостроительных исследований МАрхИ, директор центра «Урбанистика!» МАрхИ Алексей Крашенинников, директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Герман Ветров);

- вице-президент общественной организации «Опора России» Алексей Кожевников;

- депутаты Мосгордумы (Александр Милявский, Иван Новицкий).

Аккредитация журналистов по телефону: 291-09-34.

Информационная служба портала

Дополнительные материалы по теме

Справочник организаций:

• Москомархитектура

22.04.2008

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в москве всю землю продал, теперь хочет за область взяться. :lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в каком году у нас выборы губернатора?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А в каком году у нас выборы губернатора?

Выборы и перевыборы губернаторов начинаются у нас 7 мая этого года :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я видимо туплю :(

Вплане 7 мая? типа начинается предвыборная компания?

Тоесть у Громова в этом году заканчивается его второй-последний срок?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я видимо туплю :(

Вплане 7 мая? типа начинается предвыборная компания?

Тоесть у Громова в этом году заканчивается его второй-последний срок?

Сейчас губернаторов назначает и снимает президент.

Срок губернаторства может быть и пожизненный, если губер лоялен власти.

7 мая - новая метла которая будет по-новому мести. По крайней мере Лужков как говорят уже больше не Лужков :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

аааа. ну да. точно))

Я совсем забыл что теперь президент назначает. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к беседе

Вы можете опубликовать сообщение сейчас и зарегистрироваться позднее. Если у вас ест ьаккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Заходи к нам в Telegram!

  • Интересные предложения

×
×
  • Создать...